Творческое объединение "Юный журналист"

 

Программа разработана в рамках допрофессиональной ориентации молодёжи средствами дополнительного образования. Программа предлагается для учащихся в возрасте с 12 по 16 лет. Занятия журналистикой способствуют развитию инициативы и творческих литературных способностей учащихся, воспитывает эстетический вкус, усидчивость, целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность, учащиеся учатся оценивать события с высоких нравственных позиций. Юные журналисты изучают основные аспекты теории журналистики, учатся создавать газеты, печатать на компьютере, рисовать, подбирать материал и компоновать газету. Юные журналисты пишут статьи, выпускают газеты, посвящённые праздникам, важным историческим событиям и текущим новостям. Объединение должно много путешествовать, посещать музеи и памятные места в Калининграде и области. После экскурсии юные журналисты пишут отзывы, путевые заметки, готовят фотографии. Самое важное в работе творческого объединения – это практика, юные журналисты могут публиковать свои статьи в муниципальных и городских газетах. Отличительной чертой данной программы является активное привлечение сотрудников газет города и района к работе и практическим занятиям в творческом объединении «Юный журналист».

Основное направление деятельности объединения:

- приобретение навыков по сбору, анализу материалов для газеты;

- овладение навыками оформления газеты;

- знакомство с историей Отечественной и мировой журналистики;

- сотрудничество с газетами «Наша жизнь», «Провинциальное слово»

Цель: общественно-социальное и нравственное воспитание, развитие эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей и профессиональная ориентация учащихся.

Задачи:

- познакомить учащихся с основами журналистики;

- учить учащихся анализировать события и писать статьи;

- учить оформлять газету иллюстрациями, фотографиями, рисунками;

- учить учащихся оценивать события с высоких нравственных позиций, отражать в газете честно и объективно главные школьные события;

- учить общаться в коллективе;

- воспитывать усидчивость, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность;

- способствовать социальной адаптации учащихся в коллективе.

- Первый год обучения (по 2 часа 3 раза в неделю, 216 часов) предполагает овладение первичными навыками оформления школьных газет, очерка, статьи, репортажа. Воспитание коммуникативных качеств, интереса к профессии журналист, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.

Формы работы:

- Групповая, индивидуальная.

Формы подведения итогов:

- тестирование, 3 раза в год;

- творческий отчет.

 

Учебно-тематический план

первого года обучения, 216 часов.

Раздел, тема

Количество часов на теорию

Количество часов на практику

Общее количество часов

Формы контроля

результата

1

Вводное занятие

3

 

3

Тестирование

2

Содержание понятий «журналистика», СМИ, СМК

6

 

6

 

3

Знакомство с основами журналистики:

-   анализ материалов периодической печати

-   написание отзывов на заданную тему

-   написание статей в газету

-   иллюстративное оформление газеты

-   роль рисунка в газете

-   роль фотографии в газете

-   использование разнообразных шрифтов

для оформления газеты

-   графическое оформление газеты

-   дизайн газеты

-   выпуск газет

работа   над своей статьей, очерком, эссе

 

 

 

4

 

2

 

12

 

1

 

2

2

 

 

2

 

2

 

 

 

 

 

4

 

 

 

4

 

4

 

18

 

3

 

4

2

 

 

4

 

12

 

 

54

 

 

14

 

 

 

8

 

6

 

30

 

4

 

6

4

 

 

6

 

16

 

 

54

 

 

18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестирование

4

Экскурсии

 

26

26

 

5

Обсуждение нравственных, патриотических, эстетических и художественных проблем журналистики (этика журналиста)

 

 

 

 

        24

 

 

 

 

 

24

 

6

Итоговое занятие

4

 

4

Тестирование Творческие отчеты.

 

 

итого

48

148

216

 

 

 

Содержание :

1. Вводное занятие.

Профессия журналист. История журналистики. Правила работы и поведения (этика). Правила по технике безопасности.

2.Знакомство с материалами периодической печати.

Знакомство с газетой «Наша жизнь». Чтение некоторых статей, их анализ, просмотр иллюстраций. Обсуждение статей.

3.Основные характеристики журналистской информации. Методы сбора журналистской информации. Методика работы над информационными жанрами. Экскурсия в библиотеку города.

4.Экскурсии в музеи города Калининграда: музей янтаря, историко-художественный музей, музей «Блиндаж».

5.Составление эскизов газет. Работа творческими группами. Определение темы газеты, подбор иллюстраций, текста. Выбор дизайна. Распределение работы в группе, помощь друг другу, выработка умения работать дружно в коллективе, уважая инициативу, и творчество друг друга, умение приходить в решении вопросов к консенсусу. Работа к важным календарным датам.

6.Подведение итогов. Анкетирование на тему «Мои успехи в журналистике».

Проведение конференции, награждение самых лучших.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе (ожидаемый результат):

Результатом обучения является:

- освоение знаний по основам теории журналистики;

- публикации статей в молодёжных изданиях;

- участие в конкурсах творческих работ;

- участие в Российских и международных конкурсах;

-пополнение ресурсов творческого развития личности;

 

Перечень учебно-методического обеспечения.

 

1. Разработки словесного метода обучения: рассказы, объяснение, лекции, беседы.

2. Разработки наглядного метода обучения: экскурсии, тематические видеосюжеты, портфолио.

3. Разработки практического метода обучения: план-схема написания статей, эссе, очерков, библиотека и ее экспозиции, материалы краеведческого музея, разработки тренинговых занятий, деловых игр, материалы периодической печати, презентация портфолио, записи встреч с интересными, творческими людьми, сценарии проведения пресс-конференций, выездных занятий, материалы периодической печати, фото, карты Калининграда и Калининградской области, журналы, альманахи, разработки открытых занятий с приглашением родителей.

4. Использование компьютера, диктофона, магнитофона, фотоаппаратов.

5. Интернет.

 

Список литературы:

 

 

1. Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике / В. А. Аграновский. – М., 2009.

2. Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики: Учебное пособие / Е. В. Ахмадулин. - М.: ИКЦ МарТ; Ростов н/Д: издат. Центр. МарТ, 2008.

3. Дэннис Э., Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэррил. – М., 2007.

4. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2004.

5. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М., 2009.

6. Корконосенко С. Г. Теория журналистики / С. Г. Корконосенко. – М.: Логос, 2010.

7. Прохоров Е. П. Журналист и массовое сознание / Е. П. Прохоров. – М.: РИП-холдинг, 2007.

8. Прохоров. Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Е. П. Прохоров. – 5 изд., испр и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.

9. Свитич Л. Г. Введение в специальность : Профессия: журналист / Л. Г. Свитич. – М.- Аспект Пресс, 2008 .

 

Рекомендуемая литература для учащихся

1. Коновалова О.В. «Основы журналистики», М., 2005.

2. Каверина Р.Д. «Мир профессий. Человек – человек», сб. под ред., М., «Молодая гвардия», 2000.

3. «Мир профессий. Человек – знаковая система», сб. М., 2000.

4. «Что есть что. Фото. Фильм», сб. М., «Слово», 2000.

5. Энциклопедия для детей. «Язык и речь», М., «Аванта +», 2009.